Для судеб детей с отклонениями в
развитии огромное значение имеет ранняя диагностика. Чем раньше
будет выявлен дефект у малыша, и чем раньше с ним начнут работать
специалисты, чтобы преодолеть или компенсировать аномалии, тем более
существенным окажется результат этой работы.
С целью дифференциации
лечебной и коррекционной работы проводится комплексное
медико-педагогическое обследование, которое осуществляется
психоневрологом, дефектологом, педиатором, психологом,
кинезитерапистом и физиологом совместно.
Клиническое
обследование включает тщательный сбор анамнестических сведений;
выявляются имеющие отклонения в психоневрологическом статусе, данные
соматического здоровья, а также особенности психомоторного развития,
объективные показатели инструментальных исследований.
Психолого-педагогические
исследования охватывают познавательную сферу, деятельность,
состояние произвольных движений, речь, характер и уровень ведущего
вида деятельности, поведения в разных ситуациях,
эмоционально-волевую сферу, внимание, особенности мышления,
обучаемость и упражняемость, чтение и письмо, личные особенности.
С родителями детей
проводятся клинические и педагогические беседы.
Далеко не всегда
можно прогнозировать возможность появления отклонений в развитии
ребенка. Они могут иметь место и без видимых причин. Значимая роль в
обнаружении тех или иных аномалий развития ребенка принадлежит семье.
Постоянно общаясь с малышом, мать может заметить некоторое
специфическое развитие младенца, особенности его поведения,
отличающие его от других детей того же возраста. Ей необходимо сразу
же обратиться к специалисту для установления наличия отклонения и
получения квалифицированной помощи.